ГлавнаяКонтакты ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Воспитательная деятельность СПбГИПСР

Воспитательная деятельность Института является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Она направлена на подготовку выпускников, соответствующих требованиям современного общества с точки зрения профессионализма, духовно-личностных качеств, патриотизма и гражданственности. Также, воспитательная деятельность Института направлена на формирование социокультурной среды, создание условий, необходимых для всестороннего развития личности. Институт способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Формирование социокультурной среды Института предполагает создание в образовательном учреждении необходимых условий для реализации учебно-воспитательной деятельности.

Воспитательная деятельность Института осуществляется в соответствии с Концепцией развития воспитательной работы со студентами СПбГИПСР на 2008/09–2012/13 учебные годы (Принята на Ученом Совете (Протокол заседания №10 от 29.10.2008), с учетом законов и нормативных документов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и внутренних нормативных документов Института, касающиеся осуществления образования и воспитания в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с планами, общий план воспитательной работы на год утверждается ректором Института после принятия на ученом Совете Института. Отчеты о ходе осуществления воспитательной работы регулярно озвучиваются на плановых заседаниях Ученого совета, обсуждаются и корректируются. По окончании учебного года Ученым советом Института заслушивается отчет о воспитательной работе за год. Делается вывод об удовлетворительном осуществлении воспитательной деятельности в Институте.

Имеются методические материалы по осуществлению воспитания, составленные сотрудниками Института, также собран и систематизирован методический опыт вузов города.

Также, планированием и осуществлением воспитательной работы в Институте занимается орган студенческого самоуправления – Студенческий Совет. В его структуре – председатель, заместитель председателя, секретарь и главы комитетов «Волонтерство», «Учебный досуг», «Развлекательный досуг», «Спорт», «Студенческое научное общество». Среди молодежных сообществ имеется танцевальная студия «Терпсихора», киноклуб и поэтический клуб. В Институте сформированы две команды КВН. Действует Центр содействия трудоустройству.

Материально-техническая база для осуществления воспитательной работы представлена аудиторным фондом, который используется по согласованию, актовым залом с необходимым техническим оснащением (компьютер, проектор, экран, микрофоны, колонки). Для использования в воспитательной деятельности имеется фото- и видеооборудование, канцелярские принадлежности (включая ватманы, флипчарты). Имеется атрибутика Института (Флаг, таблички, футболки и платки с символикой вуза).

С 2011/2012 учебного года по настоящее время для занятий физкультурой и спортом в ведении Института имеется «Центр физического воспитания студентов», расположенный  по адресу: Санкт-Петербург, В.О. 6 линия, д. 55, который представляет собой комплекс из спортивного зала для занятий аэробикой и шейпингом, раздевалок, санузла.

Также, для занятий игровыми видами спорта (волейбол, баскетбол, стритбол, мини-футбол) используется спортивный зал ГБОУ Центр образования №167, расположенный по адресу: ул. Лётчика Пилютова, 11, на безвозмездных условиях в рамках «Научно-практического Консорциума в области психолого-социального образования», образованного с целью формирования современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров, а также реализации совместных проектов на основе интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала организаций – Участников Консорциума.

Финансирование воспитательной работы в Институте происходит как из средств бюджета Санкт-Петербурга, так и из средств Института. Оказывается целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности студентов. Выделяются средства на направления студентов для участия в профильных олимпиадах, проходящих в различных городах России. С целью повышения профессиональной компетенции студентов осуществляются выезды за рубеж для ознакомительной практики. Два раза в год команды КВН Института направляются на выездные обучающие Фестивали команд КВН, проходящие под эгидой Клуба КВН Санкт-Петербурга на базе ДОЛ Ленинградской области. Ежегодно на средства Института проводятся выездные школы студенческого актива. Такие школы важны для обучения и формирования органов студенческого самоуправления. В рамках школ проходят тренинги на командообразование, на становление лидерских качеств. Выездные школы проходят на загородных базах отдыха, студентам предоставляется проживание и трехразовое питание. По решению стипендиальной комиссии выплачиваются стимулирующие повышенные стипендии, оказывается материальная помощь студентам в трудной жизненной ситуации. Ежегодно Институт выдвигает студентов на назначение правительственной именной стипендии Санкт-Петербурга, на различные конкурсы («Студент года», «Талант преодоления», «Моя инициатива в образовании» и др.), где за счет бюджета Санкт-Петербурга студентам выделяются премии.

Общей целью воспитания студентов СПбГИПСР необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного профессионала, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина и патриота России. Воспитательная миссия образовательного учреждения СПбГИПСР определяется в решении задач по формированию у студентов активной гражданской позиции, правовой и политической культуры, патриотизма; формированию личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности; воспитанию нравственности и гуманизма; привитию умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; сохранению и развитию традиций института; совершенствованию физического состояния, стремление к здоровому образу жизни. Девизом образовательной и воспитательной деятельности студентов является «Достоинство личности. Профессиональная компетентность. Социальная ответственность».

Реализация данных аспектов носит непрерывный характер и осуществляется в Институте как во время учебных занятий, так и во внеаудиторное время.

В ходе преподавания дисциплин гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов – философии, истории, русский язык и культура речи, основы социального государства и гражданского общества, правоведение, профессиональная этика и других – профессорско-преподавательский состав института уделяет особое внимание формированию у студентов гуманистически ориентированного мировоззрения, патриотического сознания, духовных потребностей, идеалов добра, справедливости, красоты и культуры поведения. Учебно-воспитательная деятельность направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Воспитание студентов реализуется по следующим основным направлениям:
- профессиональное,
- гражданско-патриотическое,
- духовно-нравственное,
- культурно-массовое и творческое,
- спортивно-оздоровительное (пропаганда здорового образа жизни)
- профилактическое (профилактика дезадаптации, ВИЧ-инфекции, наркомании, правонарушений),
- формирование традиций Института.

Так, в процессе формирования личности конкурентоспособного профессионала важнейшую роль играет профессиональное воспитание как целенаправленный процесс приобщения студентов к своей будущей профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание – это организованная учебно-воспитательная деятельность, позволяющая овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, а также, заложенными ФГОС ВПО общекультурными и профессиональными компетенциями. Ключевую роль в профессиональном воспитании играет преподавательский коллектив. Воспитательная миссия преподавателя проявляется в каждом факте его поведения и деятельности, начиная с соответствующего его имиджу внешности, культуре речи, манеры общения со студентами.

Большую роль в системе профессионального воспитания играют различные виды практик, как в рамках учебной, так и волонтерской практической деятельности. Одной из важнейших характеристик выпускника СПбГИПСР является не только его социальная компетентность, но и социальная ответственность. Так, студенты Института проходят практику в таких социальных организациях как СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района», СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района», СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красногвардейского района», СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района», СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района», СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района», СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Невского района»,СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района», СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Приморского района»,СПб ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера», СПб ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия», СПб ГУ Центр образования №167 Красносельского района и еще более 50 площадок.

В  качестве достижения Института можно отметить заключение в2010-2011 годах договоров с 12 социальными организациями в качестве экспериментальных площадок СПбГИПСР.

С этого же учебного года приступил к работе центр стажировок «Волонтерские инициативы» в рамках  «Центра трудоустройства СПбГИПСР»: Программа «Стажировка студентов старших курсов в профильных организациях СПб» позволяет студенту Института выбирать организацию в соответствии со сферой своих научно практических интересов, приобрести опыт работы в профильной организации (не менее 3-х месяцев), получить развернутый отзыв-характеристику от организации, получить сертификат о прохождении стажировки от Центра трудоустройства СПбГИПСР.

Также необходимо отметить важное значение участия студентов в добровольческой деятельности для формирования нравственных и профессиональных качеств. Институт осуществляет непрерывное взаимодействие с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга по вопросам развития социального добровольчества. В соответствии с Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 года N45 «О Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» Институт поставил развитие добровольчества одной из приоритетных задач по воспитание студентов. Развитие добровольчества в рамках вуза необходимо для морально-нравственного воспитания студентов; для практической реализации социальной направленности вуза; для соответствия современным тенденциям развития общества. Мотивами, по которым студенты охотно участвуют в добровольчестве, – это, прежде всего, потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные, также, это проба себя на пути к профессии; потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях; профессиональный интерес для карьерного роста.

Развития социального добровольчества в СПбГИПСР осуществляется в следующих направлениях.
1. Организация стажировок отделом по работе с абитуриентами и выпускниками в рамках «Центра трудоустройства СПбГИПСР».
2. Социальное добровольчество, направленное на поддержку студентов;
3. Участие студентов в районных, городских, всероссийских и международных волонтерских акциях;
4. Организация собственных социальных акций.

Многие студенты СПбГИПСР на добровольной основе принимают участие во внешних добровольческих акциях. Так, студенты Института приняли участие в следующих мероприятиях города: «Георгиевская ленточка», День флага России, Международный турнир по спортивным бальным танцам на инвалидных колясках «Кубок Континентов», социально- культурный проект «Есть контакт!» для слабослышащих и многие другие.

Студенты Института являются инициаторами и организаторами различных социальных акций в Институте. Например, силами студентов организуется ежегодная акция «Помочь может каждый». На территории Института студенты организовали пункт приема гуманитарной помощи для детей, оставшихся без попечения родителей, из Детской больницы № 15 им. В.В. Цимбалина.

С целью пропагандирования и развития добровольчества не только в Институте, но и в России, Институт уже несколько лет сотрудничает с Центром поддержки добровольческих инициатив Санкт-Петербурга. В 2012 году Институт стал участником программы «Вектор добровольчества – УВЕРЕННОСТЬ», которая осуществляется Центром при поддержке Министерства экономического развития РФ. В ходе программы сотрудники Института прошли обучение и стажировку по программе «Организация работы с добровольцами в НКО и услуги добровольческих центров».

Научно-исследовательская работа студентов является важным шагом на пути профессионального становления. Наиболее масштабным студенческим научно-практическим мероприятием, организуемым на базе СПбГИПСР, является Ежегодный международный молодежный психолого-социальный Конгресс. В числе участников, помимо россиян, присутствуют гости из Китая, США, Белоруссии, Израиля и Латвии. Российские вузы и организации были представлены следующими городами - Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Воронеж, Уфа, Барнаул, Волгоград и другими. Научная и творческая активность студентов проявляется как в работе секций, круглых столов, так и на Мастер-классах, среди которых «Развивающие занятия для детей с ДЦП», «Бумажный город - практика коммуникаций», «Изготовление народной игрушки» дискуссионный клуб «Молодежь и образование», круглый стол «Психологическое сопровождение молодой семьи» и другие. Материалы Конгресса отражены в сборниках тезисов.

Ежегодно студенты Института принимают участие в ряде конкурсов всероссийского значения: Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ специалистов и бакалавров по социальной работе, Всероссийская Студенческой Олимпиады по социальной работе, (г. Москва).

Кроме этого, на базе Института проходят конкурсы и олимпиады: конкурс студенческих научно-исследовательских курсовых работ по социальной работе; конкурс студенческих научно-исследовательских курсовых работ по психологии; конкурс ВКР по специальности «Социальная работа» (специалитет и бакалавриат); конкурс ВКР по специальности «Психология»;  студенческая олимпиада по психологии; студенческая олимпиада по социальной работе.

Студенты Института активно участвуют в работе семинаров и мастер-классов, проводимых на базе СПбГИПСР и других площадок (Знакомство с «Плейбек-театром», Дискуссия «Америка и Европа. Психоанализ и бихевиоральная терапия: диалог возможен»; «Экспресс-диагностика нарушений в развитии детей раннего возраста»;  «Использование метода системных расстановок по Б. Хеллингеру в работе с наркозависимостью»; Диагностическая и консультационная работа по профилактике профдеформации со специалистами помогающих профессий»; «Учимся представлять, ощущать и чувствовать свое время»;  «Использование проективных методов и коллективных творческих заданий в тренинге "Сензитивность"» и другие.)

Были осуществлены выездные мероприятия в детской деревне «SOS» Пушкин» где проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Студенты проводили психолого-социально-развивающие игры для детей, конкурсы, направленные на социализацию ребенка, лишенного родительской семьи.

Студенты Института показывают высокие результаты во всероссийских олимпиадах и конкурсах. Так, в 2008/2009 учебном году на Всероссийской студенческой олимпиаде «Социальная работа с молодежью в условиях кризиса» студенты Нечаева Ольга, Гуренева Екатерина, Невзорова Анна завоевали 1 место в конкурсе «Ярмарка социальных проектов». В 2011/2012 учебном году студентка Института Палеха Анастасия Сергеевна заняла 1 место во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ по направлению «Социальная работа» (Тема: Опыт социальной работы в закрытых группах самопомощи Санкт-Петербурга «Ал – Анон»).

Гражданское и патриотическое воспитание студентов направлено на формирование активной жизненной позиции студентов, чувства гражданской ответственности, любви к Родине, понимание социальной значимости выбора своей профессии, призванной служить людям. На становление гражданственности будущих профессионалов оказывает влияние и определенная мировоззренческая направленность учебных курсов, отражение в них злободневных тем актуальной социальной действительности. С целью формирования гражданственности и патриотизма Институтом организовано участие студентов в городских мероприятиях, посвященных историческим вехам нашей Родины: День Победы советского народа в Великой отечественной войне, День начала Блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и Праздник полного снятия Блокады Ленинграда, Победа в Отечественной войне 1812 года. Празднование 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, которому была приурочена высадка «Ломоносовской аллеи» и другие. Каждое из этих памятных событий сопровождается рядом внутриинститутских мероприятий, таких как конкурс авторских стихов ко Дню полного снятия Блокады Ленинграда, оформление стендов, рисование плакатов, проведение Уроков мужества. С 2012/2013 учебного года стало доступным участие в общегородских мероприятиях, посвященных историческим датам – реконструкциях событий (театрализованное представление, воссоздающее реальные исторические события).

Также, формированию патриотизма способствует участие студентов института в мероприятиях, проводимых Межвузовской Ассоциацией «Покров», в которую Институт вошел с 2012 года. Одним из ярких конкурсов стал Межвузовский творческий конкурс, посвященный Дню Святой Татьяны - празднику российского студенчества.

Развитие у студентов нравственности и общей культуры реализуется в рамках духовно-нравственного воспитания студентов. Многие учебные курсы нацелены на приобщение студентов к богатейшему культурному наследию России и мира, знакомству с религиями нашей страны, на художественно-эстетическое развитие и саморазвитие студентов. В настоящее время значение имеет здоровый образ жизни студенчества, который в значительной степени формируется в системе физического воспитания в СПбГИПСР.

Помогает духовно-нравственному воспитанию и организация посещения театров и музеев города. Студенты Института имеют возможность посещать с существенной стоимостной скидкой Мариинский театр и Концертный зал Мариинского театра, «Театр на Васильевском», Малый драматический театр-театр Европы. Также, в рамках этого направления работы, среди студентов распространяются бесплатные пригласительные билеты на ряд спектаклей и концертов современной и классической музыки (в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию, Большой и Малый зал Филармонии, Дом Композитора, БКЗ «Октябрьский», театр «Алеко»).

Большое значение в воспитательном процессе отводится культурно-массовому и творческому направлению воспитательной работы со студентами. Развитие этого направления воспитательной работы предполагает как организацию культурно-массовых мероприятий в Институте, так и участие студентов в городских и районных мероприятиях при поддержке Комитета по молодежной политике и связям с общественными организациями, ГУ «Дом молодежи Санкт-Петербурга», Администрации Василеостровского района, муниципальных образований и общественных объединений. Стало традиционным участие студентов Института в таких городских мероприятиях как: «Татьянин День», «День первокурсника Санкт-Петербурга», Межвузовский чемпионат КВН, «Международный День студента», конкурс «Золотая осень», Конкурс талантов «Зажигаем на Васильевском». Из новых мероприятий городского и районного уровня можно выделить такие как Праздник «Звезда ВКонтакте», Кинофестиваль «Надежда», «Рождественский бал на Васильевском».

Среди мероприятий, проводимых Институтом, традиционными стали «День знаний», «День первокурсника СПбГИПСР», «Новый год и Конкурс талантов СПбГИПСР», Конкурс «Мисс СПбГИПСР», Торжественное вручение дипломов, Проведение тематических книжных выставок. Впервые в 2012 году был проведен Конкурс «Студент года», проводимый по двум номинациям – «Творческая личность» и «Лучший в профессии». Он положил начало еще одной традиции Института.

Также, студенты имеют возможность раскрыть свои творческие способности в рамках действующих сообществ «Киноклуб», Танцевальная студия «Терпсихора», «Поэтический клуб». Помогает раскрыться и закрепить профессиональные компетенции выпуск студенческой газеты «ГИПСокаРтон».

Традиционно в Институте отдается должное развитию спортивно-оздоровительного направления работы, включая пропаганду здорового образа жизни и профилактику алкогольной, табачной и наркозависимости. Спектр мероприятий в данном направлении разнообразен. Здесь и участие студентов в спартакиадах и спортивных соревнованиях, и социальные акции против табакокурения «Никотин и мандарин», создание ролика социальной рекламы «Измени отношение», ежегодное участие студентов в городской антинаркотической акции «Пулковский меридиан-меридиан здоровья», анкетирование по предрасположенности к наркозависимости  и многое другое. Ежегодно проводится Спартакиада на первенство между студентами Института и старшеклассниками ФГБУ Центр образования №167.

Большое внимание уделяется развитию толерантности, воспитанию политической грамотности и профилактике правонарушений. Студенты приняли активное участие в городских и районных мероприятиях «Мост дружбы» (толерантность), Фестиваль «Рок против ксенофобии», Городской конкурс научных проектов по программе «Толерантность», в котором в 2012 году студентка 2 курса факультета психолого-социальной работы Фёдорова Галина стала победителем в номинации «Социология». В рамках образовательной площадки молодого избирателя Институтом была проведена масштабная конференция «Рефлексия становления гражданственности в Санкт-Петербурге» и «Мониторинг социального самочувствия студентов». В целях профилактики правонарушений был проведен ряд мероприятий по разъяснению Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Два года подряд студенты Института становятся зрителями и участниками Международного кинофестиваля «Надежда», на котором демонстрируются фильмы, снятые в местах лишения свободы о судьбах заключенных.

Пристальное внимание уделяется адаптации первокурсников. Традиционно в Институте к первокурсникам относятся с радушием. Для них готовятся буклеты первокурсника, знакомящие студентов с административным составом и правилами вуза. С первого же дня появления в Институте – Дня знаний – студенты старшекурсники берут новичков под опеку. Рассказывают о студенческой жизни, дарят небольшие сувениры. К каждой студенческой группе первокурсников прикрепляются кураторы-студенты. В их задачи входит на доступном дружеском языке разъяснять первокурсникам все появляющиеся вопросы,  показать пример активной студенческой жизни, сформировать из академической группы команду и помочь подготовить презентацию группы ко «Дню первокурсника СПбГИПСР». В 2012-2013 учебном году был введен институт кураторства, где преподаватели-кураторы осуществляют индивидуальную и групповую работу по адаптации и социализации первокурсников, созданию внутригруппового студенческого сообщества, выявлению студенческого актива. Важным является помощь иногородним студентам в инкультурации, содействие в решении вопросов по размещению и проживанию в общежитии.

В Институте поощряется активная деятельность и успехи в учебе и внеучебной жизни. За успехи в учебе назначается повышенная стипендия. Ежегодно студенты Института выдвигаются на соискание стипендий правительства, премий в различных номинациях и конкурсах («Талант преодоления», «Студент года», «Моя инициатива в образовании» и др.)

Внеучебная деятельность студентов находит поощрение как на городском уровне, так и на уровне института. Студенты регулярно награждаются грамотами и призами от Института, информация об их деятельности выставляется в социальные сети и на официальную страницу Института. Победителям внутриинститутских конкурсов предоставляется право представлять вуз на районных и городских мероприятиях («Студент года», «Конкурс кураторов», конкурс социальных проектов «Моя инициатива в образовании», Конкурс талантов «Зажигаем на Васильевском» и другие).